Настройка расчета резервов

  1. Категории займа;
  2. Типы залога;
  3. Степени просрочки;
  4. Классификация активов по баллам;
  5. Отчет «Провизия».

Приложение 1.Указание (от 28 июня 2016 г. n 4054-у) Центрального банка РФ «о порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам».

 

НАСТРОЙКА РАСЧЕТА РЕЗЕРВОВ В СИСТЕМЕ BRAINYSOFT

Для расчета резервов по действующим правилам законодательства необходимо проставлять в контрактах соответствующее значение в поле Категория займа по условиям:

1. ФЛ с залогом;

2. ФЛ с поручительством;

3. ФЛ с гарантией;

4. ФЛ без обеспечения;

 

5. ЮЛ с залогом;

6. ЮЛ с поручительством;

7. ЮЛ с гарантией;

8. ЮЛ без обеспечения;

 

9.   Реструктурированные с залогом;

10. Реструктурированные с поручительством;

11. Реструктурированные с гарантией;

12. Реструктурированные без обеспечения;

 

Пункты 1 - 8 -  обычные выданные займы, подразделяются в зависимости от типа клиента : Физ Лицо и Юр.лицо, и Типа залога.

Пункты 9-12 - вне зависимости от типа клиента, только по Реструктурированным займам (которые создаются при реструктуризации- новые контракты).

 

  1. Категории займа.

Для настройки в Контрактах соответствующих значений в поле «Категория займа», необходимо:

- Зайти в «Админ» из выпадающего списка выбрать «Справочники».

 

- Из списка «Справочники», необходимо выбрать «Категории заявок».

 

- В открывшемся окне с помощью кнопки «Добавить» вносятся данные по Категориям и проставляются баллы по ним, далее необходимо нажать на кнопку «Сохранить». 

(Баллы по Категориям заявок)

Аналогичным образом вносятся все Категории займов

 

Типы залога

Следующий этап – это внесение данных по Типу Залогов:

- Поручительство;

- Гарантия;

- Залог;

- Без обеспечения.

 

!!!Залог, означает наличие какого-либо Залога в Заявке, кроме Поручительства и гарантии, так как это отдельные категории. Например: квартира, машина, бытовая техника, ценные бумаги и т.д

!!!Без обеспечения, означает отсутствие Залога, Поручительства и Гарантии. Заносить данные в Типы залогов не требуется, программа сама проставит соответствующее значение в поле «Категория займа» в Контрактах.

 

Для внесения данных «Типы Залогов»  необходимо:

- Зайти в «Админ» из выпадающего списка выбрать «Справочники».

 

- Из списка «Справочники» необходимо выбрать «Типы залогов».

 

- В открывшемся окне с помощью кнопки «Добавить» вносятся данные по Типам залогов.

- Необходимо заполнить данные: название, код для бюро, Свойства типа залога(является обязательным для заполнения).

 

- Пример: Залог-Автомобиль, в Названии указываете критерии автомобиля. Обязательность, означает обязательное заполнение данного критерия при внесении Залога в базу.. Видимость, позволяет увидеть эти данные в Заявке.

Аналогичным образом вносятся данные по всем Типам залогов.

 

Степени просрочки

Для внесения данных «Степени просрочки»  необходимо:

- Зайти в «Админ» из выпадающего списка выбрать «Справочники».

 

- Из списка «Справочники» необходимо выбрать «Степени просрочки»

 

- В открывшемся окне с помощью кнопки «Добавить» вносятся данные по степени просрочки

 

- Заполняем данные

 

Аналогичным образом заполняются все Степени просрочки:

 

Классификация активов по баллам

Для внесения данных «Классификация активов по баллам»  необходимо:

- Зайти в «Админ» из выпадающего списка выбрать «Справочники», далее выбрать «Классификация активов по баллам».

 

- В открывшемся окне с помощью кнопки «Добавить» вносятся данные.

 

Аналогичным образом заполняются все Классификация активов по баллам:

 

Отчет «Провизия»

Если есть портфель займа, то и появляется желание знать какие активы входят в этот портфель. Классифицируя свой портфель, организация опирается на то, какое залоговое обеспечение есть  и есть ли оно вообще у этого займа входящего в активы портфеля, какое финансовое положение у клиента на данный момент, а также опирается на количество дней просрочки.

 

Что такое Резерв и Провизия?

  Вы знаете, что у вас есть актив в виде портфеля займов, но нет гарантии, что все займы будут вовремя погашены и будут ли вообще погашены. Для этого организация создает резерв. 

Резерв– это балансовый остаток на счете. Создается резерв для покрытия убытков, чем больше портфель (деньги на руках у клиентов), тем выше риск, что не все займы будут погашены.  

Для того чтобы его создать необходимо провести проводку. Сумма проводки по созданию или урегулированию резерва,  называется провизией.

Провизия в программе – это отчет, который показывает классификацию кредитов по правилам АФН, резерв на начало периода, изменения состояния кредитов за период, резерв на конец периода и провизию в разрезе контрактов и суммарном режиме. 

 

Как создать отчет «Провизия»?

В меню «Отчеты» выбирается значение «Аналитические»

 

Из списка Аналитических отчетов, выбирается  отчет «Провизия»

 

Прежде чем сгенерировать отчет, необходимо:

-Задать период, за который необходимо увидеть закрытые займы 

-Свернутый режим. В этом режиме будут указаны только цифры на конец периода Активного баланса  и  Сумма резерва по активному балансу.

-Можете добавить фильтр с выбором значения в полях – Объекта и Поля

- Если вы задали фильтр, то обязательно надо нажать на кнопку « + »

После чего в таблице «Условие» должно появиться значение заданного вами фильтра.

-Теперь можно нажать на кнопку «Сформировать», после чего появится отчет с выбранными вами данными

 

Вот так выглядит отчет в Свернутом режиме 

Вот так выглядит отчет «Провизия» в стандартном режиме:

 

Принцип Формирования Отчета:После того, как заполнилось поле «Категории займа» в Контракте, идет следующая обработка информации:

  1. В справочнике «Категории займа» фиксируются баллы по этой категории;
  1. Исходя из даты Отчета, используется количество дней просрочки по Контракту;
  2. В справочнике «Степени просрочки» проверяются дни просрочки и их баллы;
  3. Суммируются баллы «Категории займа» и «Степени просрочки»;
  4. В справочнике «Классификация активов по баллам», исходя из данных по баллам, берется «ставка».

Таким образом, Резерв будет считать по этому контракту = Активная ОС *ставку.

 

Существует два способа расчета «Резерва»:

- Если  взять «Ставка провизии на начало периода» и применить ее к «Активному балансу ОС на начало периода», то получите «Сумму резерва по активному балансу ОС на начало периода». 

- Этот способ заключается в том, что «Ставка провизии на начало периода»  применяется к «Просроченному балансу ОС на начало периода», где получается Сумма резерва по просроченному балансу ОС на начало периода»

В колонках, где указаны суммы провизии по активному балансу ОС или просроченному балансу ОС, показаны суммы Провизии, то есть разница между  Суммой резерва по активному или просроченному балансу ОС на начало периода и суммой резерва по активному или просроченному балансу ОС на конец периода.

Этот отчет динамический, то есть он существует только в excel, если вы меняете данные в программе, то меняется и сам отчет.